ДИКАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О НАШЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ (ОБ ИСТОРИИ ДИКАРЕВСКИХ ЧТЕНИЙ)

о нашей конференции

 

Единственная на Юге России ежегодная этнографическая конференция «Дикаревские чтения» проводится 18 лет. Чтения давно стали «визитной карточкой» сначала кубанской, а затем северокавказской этнографической науки. Сегодня конференция приобрела Всероссийский статус (хотя и имеет международный состав участников). Удалось провести 17 конференций. По результатам конференции в рамках проекта «Библиотека Дикаревских чтений» издано более 20 книг. Сегодня конференция посвящена (в основном) изучению важнейших областей традиционной культуры казачьих этнических групп России и проблемам их этнической идентичности. Дикаревские чтения уникальны тем, что вся работа по проведению конференции, изданию книг, разнообразные проекты под их эгидой, ведутся, практически, без поддержки государства. Конференция независима от кого-либо и не являются «принадлежностью» какого-то государственного учреждения, научной структуры. Оргкомитет сотрудничает с теми, кто способен оказать реальную поддержку научному мероприятию.

Идея проведения Дикаревских чтений возникла у меня в 1995 году. В 1994 году исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося кубанского этнографа, ученого с мировым именем М.А. Дикарева, что вызвало интерес к личности человека, чье имя долгие годы находилось в забвении. И хотя на официальном уровне юбилей ученого не отмечался, проведение I Дикаревских чтений в городе Белореченске было расценено научной общественностью края как попытка извлечения из Леты случайно попавшего туда имени. В то время я возглавлял отдел традиционных национальных культур (ТНК) Краевого научно-методического центра культуры (КНМЦК). Отдел ТНК в период с 1990 по 1998 год – практически единственная структура в Краснодарском крае, которая вела активную научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в области изучения, сохранения и развития традиционной культуры этнических групп Кубани. Были проведены экспедиции по изучению кубанских казаков, некрасовцев, греков, молдаван, ассирийцев, амшенских армян, курдов, эстонцев, крымских татар, адыгов-шапсугов, немцев и др. Издано значительное количество брошюр и книг [1]. По этому показателю отдел ТНК (в названный период времени) превосходил гораздо более крупные научные структуры Краснодарского края. На базе КНМЦК и были проведены первые три конференции «Дикаревские чтения». С первой по шестую эти научные мероприятия проходили как «краевые», после этого, в связи с расширением географии  участников и проблематики докладов, конференция обрела статус «региональной», затем «Северокавказской» и «Всероссийской». Цели проведения Дикаревских чтений остаются неизменными. Это, прежде всего, подведение итогов фольклорно-этнографических, исторических и этнолингвистических исследований за год, популяризация творческого наследия выдающихся исследователей (этнографов, историков, географов и др.), а также введение в научный оборот и практику деятельности по сохранению и развитию традиционной культуры новых исследовательских материалов и координация научно-исследовательской деятельности. За последние 8 лет проведения конференции её тематические рамки значительно расширились. Наряду с традиционной проблематикой появились доклады участников конференции, в которых исследуются актуальные и малоизученные темы, связанные с проблемой изучения традиционного народного опыта освоения мира, этнической экологией, историческим природопользованием, народными знаниями, а также историей повседневности и этнолингвистикой. Нельзя не отметить, что за этот же период существенно увеличилось и количество докладов, посвященных истории и этнической культуре казаков,  этническим, этнокультурным,  этноконфессиональным,  этнолингвистическим, территориальным особенностям и  чертам этнической идентичности у казачьих групп России, которые позволяют расширить специфику этнокультурных характеристик различных казачьих групп, исследовать особенности их этничности. Это касается и книг, вышедших в рамках проекта «Библиотека Дикаревских чтений» [2], направленного на издание (переиздание) наиболее интересных и актуальных научных трудов, посвященных этнической культуре казачества. Именно «казачий» фактор определяет нынешнее «лицо» конференции. И это следует признать позитивным явлением, т.к. этническая культура казаков (кубанских, донских, терских и др.) изучена недостаточно (в сравнении с этнической культурой, к примеру, этносов и этнических групп Северного Кавказа). К этому стоит добавить, что в 2004 году в научно-исследовательском центре традиционной культуры (далее НИЦ ТК)  ГНТУ «Кубанский казачий хор» (ныне ГБ НТУ «Кубанский казачий хор») был ликвидирован сектор традиционных национальных культур, который я возглавлял. Исследования традиционной культуры «неславянских» этнических общностей были прекращены, что не могло не сказаться на изменении тематики Дикаревских чтений. Помимо этого, у Оргкомитета наладились деловые контакты со специалистами в области традиционной культуры и истории казачества не только Северного Кавказа, России, но и других стран. Эти предпосылки и определили необходимость корректировки концепции и тематической направленности конференции. Стоит отметить, что такие изменения неизбежны для творчески развивающегося научного мероприятия и в истории Дикаревских чтений такие прецеденты уже были. Поэтому следует ожидать, что тематика конференции будет изменена, расширена и центральное место в ней займет полидисциплинарное исследование традиционной культуры казачьих этнических групп России.

Дикаревские чтения стали состоявшимся явлением в «научной и культурной жизни Юга страны» [3]. На сегодня о конференции имеется обширная литература [4], рейтинг же цитируемости в интернете этой конференции не сопоставим с большинством научных мероприятий такой же направленности на Юге России. Не случайно чтения входят в число крупнейших и регулярно проводимых общероссийских фольклорных конференций [5].

Следует учитывать тот факт, что организацией конференций, составлением сборников, их научной, литературной, технической редакцией и художественным оформлением изданий, маркетингом занимается лишь один человек. Для сравнения отметим, что научно-исследовательский центр традиционной культуры ГБ НТУ «Кубанский казачий хор»  со штатом 20 человек, за 15-летний период своего существования к (к 2006 году), провел около 15 конференций (13 из них составили Дикаревские чтения, которые были подготовлены и проведены 1 человеком). Среди публикаций этого центра, на тот момент, сборники, подготовленные по итогам конференции и изданные в рамках проекта «Библиотека Дикаревских чтений» составляли около половины [6]. А в НИЦ ТК, напоминаю, работали и работают около 20 человек!

За все годы проведения конференции немало сил пришлось потратить на отстаивание концепции Чтений, защиту от нападок разного рода чиновников-бюрократов и «научных деятелей». Если первых не устраивал «камерный» характер конференции т.к. им хотелось большей помпезности, «культурно-просветительского» размаха (конечно же, в ущерб научной состоятельности Чтений), то вторые, неспособные что-то сами организовать, видели в Дикаревских чтениях удобный способ реализации своих честолюбивых амбиций и хотели, попросту говоря, «наложить лапу» на конференцию. Речь идет, прежде всего, о краснодарском этнографе, заведующем НИЦ ТК  Н.И. Бондаре. Один Бог знает, чего стоило организатору конференции годами отражать его нападки на развивающуюся конференцию, преодолевать бесконечные финансовые и бюрократические проблемы... Зато регулярно, на протяжении почти двух десятилетий, Н.И. Бондарь отчитывался конференцией и изданиями, которые были подготовлены под ее эгидой. Но все это тема отдельного разговора…

Дикаревские чтения 4 раза выигрывали грант Российского гуманитарного научного фонда и несколько раз получали финансирование в результате победы в конкурсе Департамента культуры Краснодарского края (ныне Министерство культуры Краснодарского края). Но эти дотации лишь частично покрывали расходы на проведение конференции.

Большую помощь в сложный период для конференции оказывали все «дикаревцы». Особенно я признателен А.И. Агафонову (Ростов-на-Дону), Т.С. Рудиченко (Ростов-на-Дону), М.Б. Гимбатовой (Махачкала), С.В. Черницыну (Ростов-на-Дону), Ю.Ю. Клычникову (Пятигорск), О.В. Матвееву (Краснодар), А.П. Скорику (Новочеркасск), Д.В. Сеню (Ростов-на-Дону), М.А. Рыбловой (Волгоград), В.К. Чумаченко (Краснодар), А.В. Яровому (Зерноград), И.А. Ревину (Новочеркасск), Т.А. Карташовой (Ростов-на-Дону), О.Г. Борисовой (Краснодар), И.Х. Тхамоковой (Нальчик), Д.Ю. Шишкиной (Ростов-на-Дону) и др. Оргкомитет конференции благодарит их за поддержку и участие в развитии конференции! Конференция состоялась благодаря «дикаревцам». За 18 лет оформился постоянный состав участников, состоящий из талантливейших ученых, достойных представителей различных научных школ России. Наряду с авторитетными учеными, в конференции принимали участие и молодые исследователи, а проблемы, которые становились объектом обсуждения на Дикаревских чтениях, отличались разнообразием и представляли весь исследовательский спектр современной этнографии с учетом региональной специфики Юга России. Наряду с этнографами и фольклористами, активное участие в ежегодной конференции принимали историки-казаковеды…Большое спасибо всем, кто хоть раз поучаствовал в нашей конференции!

Как уже отмечалось выше, Дикаревские чтения уникальны тем, что вся работа по проведению конференции, изданию книг, разнообразные проекты под их эгидой, ведутся, практически, без поддержки государства. Особенно вышесказанное характерно для последних 8 лет. Но нет худа без добра – конференция независима от кого-либо в плане определения концепции её организации и проведения, приглашения для участия в ней того или иного ученого (надо отметить, что это ведущие этнографы, фольклористы, историки Юга России), определения тем докладов и сообщений. Хотелось бы сказать ещё о том, что с ростом популярности Дикаревских чтений, растет и количество «интеллектуального воровства» и нарушения авторских прав участников конференции в интернете. Случаи эти исчисляются десятками и изменения ситуации вряд ли стоит ожидать. У нас воруют  оформительские детали сборников, незаконно копируют и тиражируют сами книги, статьи и присваивают их авторство, наконец, присваивают себе проведение даже отдельных конференций [7]. Мы не станем называть поименно тех,  кто этим занимается (хотя все случаи стараемся фиксировать), чтобы не создавать им лишней рекламы на страницах сборника материалов авторитетной конференции. Но это прямое нарушение законодательства Российской Федерации и, надеемся, что когда-нибудь они за это ответят. Оргкомитетом принято решение о размещении части материалов конференции в интернете на сайтах: Дикаревские чтения (http://dikar1995.ucoz.ru/), Кубанская генеалогия (http://kubangenealogy.ucoz.ru/), Дикое поле (http://dikoepole.com/).

Постоянные авторы и читатели «Дикаревских чтений», наверное, обратили внимание на эмблему конференции, которая помещена на титульном листе (внизу). Это рисунок детали деревянного наличника (фигура дракона), найденной в одной из экспедиций в ст. Тбилисской Краснодарского края в 1999 году. Автор рисунка – И.А. Кузнецова. Эмблема эта присутствует в книгах, изданных под эгидой Дикаревских чтений и сборниках, изданных по итогам Дикаревских чтений. У конференции уже сложились свои традиции, с ней связано немало интересных фактов, событий и занимательных историй (часто уже «легендарного» характера). И, может быть, к 20 Дикаревским чтениям, мы соберем их воедино и издадим отдельной юбилейной брошюрой!

В заключение хочу напомнить, что для связи с Оргкомитетом следует обращаться по электронному адресу: dikar1994@rambler.ru или по скайпу: olsim1515.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1.    Список изданий отдела традиционных национальных культур Краевого научно-методического центра народного творчества (1989 – 1992) // Новые материалы по этнографии кубанских казаков / науч. ред. М.В. Семенцов. Краснодар, 1993. С. 60 – 61.

2.    В рамках проекта изданы 4 книги. Семенцов М.В. Очерки по традиционной медицине этносов и этнических групп Северо-Западного Кавказа. Краснодар, 2002; Матвеев, О.В. Враги, союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. Краснодар, 2002; Мир казачества : сборник научных трудов /

сост., науч. ред. О.В. Матвеев, М.В. Семенцов. Краснодар, 2005. Вып. 1; Мир казачества : сборник научных трудов / сост., науч. ред. О.В. Матвеев, М.В. Семенцов. Краснодар, 2007. Вып. 2.

3.    Агафонов А.И. Изучая, приумножать // Культурная жизнь Юга России. 2006. № 1. С. 76 – 78.

4.    Семенцов М.В. Предисловие (несколько слов об истории Дикаревских чтений  // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 год. Дикаревские чтения (12). Краснодар, 2006. С. 7.

5.    Каргин А.С. О конгрессе и его задачах // hghltd.yandex.com //www.centrofolk.

6.    Семенцов М.В. Предисловие (несколько слов об истории Дикаревских чтений  // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2005 год. Дикаревские чтения (12). Краснодар, 2006. С. 5.

7.    Библиография основных изданий Центра народной культуры Кубани, Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор», научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани (1991 – 2005) // Итоги полевых фольклорно-этнографических исследований на Кубани: прошлое и современность. Краснодар, 2005. С. 192 – 209.

Категория: Мои статьи | Добавил: sult (22.11.2013)
Просмотров: 1233 | Теги: Дикаревские чтения, фольклорно-этнографическая конферен, казаки | Рейтинг: 4.9/32
Приветствую Вас Гость